3seemingmonkeys (3seemingmonkeys) wrote,
3seemingmonkeys
3seemingmonkeys

О лошадях и колёсах

Изобретение колеса -- одно из важнейших событий в истории транспорта. На телеге животное может везти в разы больший груз, чем на спине. Несмотря на это, вьючный транспорт сохранял позиции влоть до позапрошлого века. Когда в Англии строились первые железные дороги, там все еще существовала коммерческая перевозка грузов вьючными лошадьми: последнее упоминание такой линии датировано 1830 годом.


Можно подумать, что это были пережитки старины, сохранившиеся в особо глухих местах. Но еще в 17 веке междугородных вьючных линий в Англии действовало столько же, сколько гужевых. Оба типа транспортировки могли применяться на одном маршруте и даже одним и тем же перевозчиком. Это говорит о том, что колесный транспорт не имел явного преимущества.


Вьючная лошадь везла в среднем в 2 раза меньше груза (100-150 кг), чем тележная, но в день проходила на 25% большее расстояние, и на 40% меньше ела -- в караванах использовались более эффективные мелкие лошади, количеством до 25. В грузовые телеги впрягали обычно по 6-8 лошадей, небольшое число крупных животных было предпочтительнее множества мелких, так как это уменьшало потери тяги. Доставка груза телегой была в среднем на 20% дешевле, но караванами доставляли более ценные товары (ткани) и скоропортящиеся продукты (рыба, масло).

Доля повозок стала увеличиваться только с началом 18 века, но уже к его концу караваны вьючных лошадей практически исчезли с дорог Англии. 18 век -- время расцвета дорожных трестов. Частные компании получали право собирать плату за проезд и производили ремонт дорог на вырученные и заемные средства, конкурируя друг с другом. Силами сотен трестов было построено 20 000 миль дорог с твердым покрытием.


Казалось бы, вот и ответ: колесный транспорт требует хороших дорог. Однако, не всегда улучшение дорог приводило немедленно к исчезновению караванов. Прямая связь между этими явлениями отсутствовала. Сходным образом, в Римской империи, несмотря на отличные дороги, вьючный транспорт был широко распространен, и стоил не сильно дороже колесного.


Грузоподъемность повозки определяется сопротивлением качению, которое зависит от поверхности дороги. В теории, даже в чистом поле телега должна быть в 3 раза эффективнее вьюка, и в 4-5 -- на грунтовой дороге среднего качества. Это огромное экономическое преимущество. Но есть одна проблема -- оно реализуется в полной мере только на ровной поверхности. При движении в гору животному приходится совершать дополнительную работу против гравитации, преодолевая собственный вес, вес полезного груза и -- в случае колесного транспорта -- вес повозки. При определенной крутизне склона тяжесть дополнительной нагрузки начинает перевешивать пользу колеса.


Грубый расчет показывает, что тяжелая телега, запряженная 8 лошадьми, становится неэффективной при уклоне в 8 и 10%, на грунтовой и каменной дороге соответственно. Легким повозкам было проще, но не намного, при этом производительность труда на них (кол-во груза на водителя) была низкой, и они также оказывались неэффективными по сравнению с караванами.

Интересно, что дороги, построенные в Британии римлянами, не редко имели уклон до 20%. Видимо, удобство движения повозок не особо волновало римлян. Главное, что пешая армия могла двигаться по этим дорогам в любую погоду. Дорожные тресты 18 века -- напротив, думали в первую очередь о коммерческом траффике. Если римляне прокладывали дороги по прямым линиям (например, дорога от Аксминстера до Линкольна длиной в 200 миль отклоняется от прямой максимум на 6 миль), то строители 18 века огибали высокие холмы, а не слишком высокие -- разравнивали, так что их пути были "гладкими и ровными, словно дорожки в королевском саду".

Таким образом, Англия получила национальную дорожную сеть, наилучшим образом отвечающую потребностям торговли. Но почему это не сделали раньше, в какой-нибудь другой стране? Почему римляне ограничились военными дорогами? Если главным преимуществом новых дорог было их выравнивание, то, возможно, здесь и кроется разгадка. Слой почвы на холмах обычно тонок, и под ним лежит коренная порода. Прорубать дорогу сквозь скалу -- так себе занятие. В древности этим занимались только в случае крайней необходимости, используя огонь и уксус (например, Ганнибал в Альпах). Но в Новое время у людей появился порох...

Расчет (табличка в google docs)

Литература:

  1. Packhorses and wheeled vehicles in England, 1550-1800 by Dorian Gerhold

  2. A Treatise on Roads and Pavements by Ira Osborn Baker

  3. Использование рабочих лошадей в колхозах by Карлсен Г.Г.

  4. Roads — through the Ages by Charles J. Merdinger

  5. The civil uses of gunpowder: demolishing, quarrying, and mining (15th-18th centuries) by Raffaello Vergani

За источники и обсуждение спасибо vashu11
Tags: Англия, история, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments