3seemingmonkeys (3seemingmonkeys) wrote,
3seemingmonkeys
3seemingmonkeys

Categories:

Книга правителя области Шан

201310140951507364

"...мог одолеть сильного врага лишь тот, кто прежде всего победил свой собственный народ"

"Когда народ слаб - государство сильное, когда государство сильное - народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ"

"Если управлять людьми как добродетельными, они будут любить своих близких; если же управлять людьми как порочными, они полюбят эти порядки. Сплоченность людей и взаимная поддержка проистекают от того, что ими управляют как добродетельными; разобщенность людей и взаимная слежка проистекают оттого, что ими управляют словно порочными"

"...в стране с хорошо налаженным управлением муж, жена и их друзья не смогут скрыть преступления друг от друга, не накликав беды на родственников виноватого, остальные также не смогут покрыть друг друга"

"когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять"

"Если войско совершает действия, на которые не отважится противник, - это значит, что страна сильна. Если во время войны страна совершает действия, которых противник устыдился бы, то она будет в выигрыше"

"Необходимо довести народ до такого состояния, чтобы он страдал оттого, что не занимается земледелием, чтобы он пребывал в страхе оттого, что не воюет"

"Заурядные люди занимаются торговлей и овладевают различными ремеслами, дабы уклониться от земледелия и войны. Когда это имеет место, государство в опасности"

"Если в государстве есть десять паразитов, ...правитель не сможет найти ни одного человека, которого он смог бы использовать для обороны или наступательной войны" [паразиты: музыка, добродетель, почитание предков, человеколюбие, бескорыстие, красноречие, острый ум, знания, талант, ученье]

"Там, где одновременно существуют все эти паразиты, власти слабее своего народа"

"[в древности] одаренные не могли принести пользы, а бездарные - вреда. Поэтому искусство хорошего управления страной заключается как раз в умении удалять одаренных и умных"




Учение Шан Яна напоминает социальную утопию, описание "идеального государства", в котором "устранены частные интересы", любовь к ближним вытеснена любовью к государственным порядкам, все помыслы населения сосредоточены на Едином, и система эта скреплена доносами, круговой порукой и суровыми наказаниями. Но в одном отношении Шан Ян занимает совершенно особое место среди авторов подобных систем. Многие из них пытались сами воплотить свои идеалы в жизнь: Платон, например, искал правителя, который построил бы жизнь в своем государстве в духе его учения. Но попытки Платона кончились тем, что сиракузский тиран Дионисий, на которого он возлагал надежды, продал его в рабство. Шан Ян нашел своего правителя и имел возможность претворить свои идеи в жизнь. Царь государства Цинь, Сяо Гун, сделал его своим первым министром, и Шан Яну удалось провести ряд реформ в духе своего учения.

Эти законы вызвали большое сопротивление, но Шан Яну удалось с ними справиться - недовольные были переселены в пограничные районы. Опасность ожидала его с другой стороны - умер его покровитель Сяо Гун, а наследник, ненавидевший Шан Яна, казнил его и всю его семью. Но реформы Шан Яна не были отменены и привели, как он и утверждал, к тому, что царство Цинь добилось гегемонии в Поднебесной. В III в. до Р.Х. Китай был объединен в высокоцентрализованное государство - "Империю Цинь", в котором еще более последовательно и в большем масштабе воплотились идеи Шан Яна.

via
Tags: Китай, власть, история, книги, культура, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments