?

Log in

No account? Create an account
Карфаген должен быть переоборудован
March 27th, 2014
01:19 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
От смеха до юмора один шаг
f7c4f6da3b96

Есть замечательная статья о сущности и происхождении смеха и юмора. Кроме достаточно убедительных свидетельств, включающих эксперименты и факты, полученные из наблюдений за животными, в ней приводится история исследования вопроса. С древнейших времен мыслители задумывались о сущности юмора. Платон, Кьеркегор, Кант, Дарвин... в истории попыток объяснить смех и юмор отражается история философской мысли вообще -- это грандиозное зрелище, но в общем все эти попытки были бесплодными. Первые серьезные подвижки были сделаны в 20 веке благодаря развитию этологии.


Самой большой сложностью было объяснить, каким образом столь разные вещи как щекотка и юмор приводят к одному результату - смеху, а также найти общую основу в огромном разнообразии того, что люди находят смешным. Автор показывает, что смех является стандартизированной реакцией на "шуточное" нападение. Шуточное нападение является ложным, но не является обманом - это очевидно ложное нападение. И щекотка является так же стандартизированной формой этого нападения, сообщая о дружелюбии. Смех -- отзыв на это сообщение, сообщением о том, что сообщение принято. "Очевидно ложное нападение" -- кажется, достаточно сложный коммуникативный сигнал, по крайней мере для принимающей стороны. Я думаю, в его формировании должен был быть задействован разум, начиная с самых первых форм. "Я обманываю, что я нападаю, но так, что это очевидно": поведенческие ребусы, похожие на этот, возможно, предшествовали появлению речи и служили базой, на которой она могла развиваться?


Автор на примерах из жизни детей и носителей примитивных культур показывает развитие смешного от щекотки (физического лженападения) к юмору (интеллектуальному лженападению), и демонстрирует даже "переходное звено", сочетающее в себе как первое, так и второе. В общем, работа отличная... точнее, ее первая часть. Что происходит во второй части - попытка объяснения сути интеллектуального юмора, на мой взгляд, неудачная. Лженападение тут неожиданно превращается в "негативистскую игру" и средство снятия стресса, природа этой метаморфозы не объясняется. Далее я попытаюсь развить теорию лженападения, объяснив в рамках ее парадоксальный юмор, и показать некоторые интересные моменты на пути к этому.


Итак, в простейшей форме интеллектуальный юмор проявляется у маленьких детей, как только они обретают способность к речи. Пример из статьи: "На исходе 2-го года жизни английский мальчик радостно лепечет: «И-го-го летай воздуху». В этом же возрасте дочь Чуковского произносит свое знаменитое «Папа, ава — мяу!» (то есть «собака мяукает»). Примерно так же шутят человекообразные обезьяны, заимствовавшие у людей язык глухонемых ." То есть, тут присутствует очевидная ложь, но агрессия отсутствует. Из этого автор выводит свои дальнейшие построения. На первый взгляд, тут действительно не видно никакой агрессии, разве что в качестве таковой рассматривать сам по себе обман, или виртуальное нарушение законов реальности. Такие прямые объяснения кажутся надуманными, поэтому вернемся к примеру позже. Сначала же рассмотрим агрессию вообще, и то, как юмор-псевдоагрессия соотносится с ней.


Агрессия служит выстраиванию иерархии общественных животных. Доминирующие животные агрессивны, низкоранговые - пассивны и безропотны. Легко заметить, что псевдоагрессия, как и обычная агрессия, работает "сверху вниз". Начальники могут позволять себе достаточно грубые шутки, направленные на подчиненных, в то время как подчиненным предоставляется право посмеяться над собой вместе с начальником, или же шутить над третьими лицами/объектами, но и в этом знать меру. Здесь есть смысл: доминант показывает, что он не зол, чтобы успокоить/поощрить нижестоящего, но аутсайдеру незачем это делать, т.к. он не зол по умолчанию, его агрессия подавлена. В отношениях одноранговых псевдоагрессия также имеет смысл, причем именно в них она обретает собственное значение (в отличие от вертикальных отношений, где псевдоагрессия по смыслу практически соответствует микроагрессии вроде похлопывания по плечу и является удобным способом раздавать подзатыльники, не вставая с трона): кроме того, что она сигнализирует об отсутствии агрессии, она также сигнализирует о том, что особь не считает себя ниже того, кому псевдоагрессия адресована. То есть, это одновременно и претензия на равенство, и признание равенства, закрепление статус-кво.


Заметим также, что псевдоагрессия (как и обычная агрессия) может быть направлена на неодушевленные объекты или некие третьи лица. Простая агрессия к неодушевленным предметам или третьим лицам является только демонстрацией собственной опасности, но псевдоагрессия, сохраняя это значение, несет также второе значение, гораздо более глубокое.


Смех часто связывают с радостью и безопасностью (беззаботностью). Общество веселящихся людей - это обычно общество равных, демонстрирующих свою свободу и независимость. Когда в компании появляется явный доминант, беззаботное веселье более невозможно, т.к. оно означало бы вызов его особому положению. В иерархически организованном обществе смеяться можно над шутками дминанта или шутить по его санкции. Но все могут иметь право на веселье в виде насмешек над противником, это внешний смех, когда иерархия смеется как целое, обобщенный субъект. Чем жестче организовано общество, тем сильнее навязывается серьезность. Псевдоагрессия здесь всегда вызов установленной свыше иерархии. Понятно, что рассматриваемые автором средневековые карнавалы, или ярморочные представления, высмеивающие авторитеты и "серьезные" символы, являются в первую очередь способом заявить о статусе простых людей, определенной их свободе от давления “вертикали власти”, а не способом снять стресс через псевдоотрицание абстрактных общественных норм. Это реальное отрицание власти реальных людей, точнее, заявление о том, что она имеет предел.


Тут мы подошли к одной из самых острых граней вопроса о юморе - злой юмор, насмешки и глумление. Очевидно, что это уже не псевдо-, а самая настоящая интеллектуальная агрессия. Которая часто является прелюдией к агрессии физической. Автор статьи расценивает такой юмор как культурное извращение дружелюбного сигнала. Но смысл метаморфозы опять же не раскрывает. Действительно, насмешка - это анти-дружелюбное сообщение, второе отрицание агрессии, настоящее нападение в форме очевидно-ложного. Его настоящность выражается несоответствию сообщения и контекста - мимики (ухмылка вместо улыбки), движений тела в общем - в простом случае, или информационный контекст (что сообщалось до этого). Впрочем, шутка может восприниматься как насмешка, даже не являясь ею - когда адресат настроен враждебно. То, что его не воспринимают серьезно, что его агрессию неправильно поняли, может сообщать агрессору, что его претензия на доминирование не принята, или что он не выглядит опасным. Это вносит смятение в его план, он или прекращает агрессию (если сам не слишком в себе уверен), либо начинает наращивать ее. Наращивание агрессии, или даже неконтролируемый взрыв ярости (в ответ на вопиющую беспечность жертвы), по-видимому, происходит рефлекторно, вызывая помутнение рассудка. Поэтому смех над агрессором может использоваться намеренно, как тактический прием. При этом чем дружелюбнее смех, тем сильнее эффект. Хотя очевидная насмешка также помогает смутить противника, одновременно вызывая в нем агрессию и усиливая ее псевдопритворностью нападения. Насмешка также может оказывать на самого насмешника эффект самовнушения, настраивая его на победу.


Как говорилось выше, насмешка обладает широким спектром связанных эффектов и может использоваться как тактическое оружие. Но смех сам по себе также может служить этой цели, как было показано, даже если не применяется сознательно. Смех предшествующий отражению нападения или смех после того, как оно было отражено. Если защищающийся был заведомо сильнее, смех мог являться попыткой умиротворения. Мы смеемся, когда нас атакует ребенок или котенок, даже если это настоящая агрессия, но молча или с раздражением отмахиваемся, если цели умиротворить агрессора не стоит: мы не смеемся, скажем, убивая комара. Смех после отражения агрессии может служить выражением того, что мы не злы на агрессора. Или же (в случае реальной опасности) это выражение радости после того, как наш статус выстоял атаку. Отразив атаку, мы подтверждаем статус и смеемся, привлекая внимание окружающих к произошедшему.


Так вот, возвращаясь к примеру детского парадоксального юмора. Я думаю, его суть как раз в этом. Овладение магией речи вызывает в ребенке определенное беспокойство, нарочито небрежное с ней обращение это вызов сверхъестественному -- неведомому, что стоит за абстрактными правилами. Нарушение правил это исследовательская активность, как выход за пределы песочницы/двора, связанная с гипотетической опасностью. Когда в ответ на этот вызов ничего плохого не случается, следует автоматическая реакция смеха.

Взрослый же парадоксальный юмор -- борьба с условностями вообще. Потеха над чьими-то конкретными “святынями” -- частный случай. Поэтому парадоксальный юмор как более абстрактное явление требует большего интеллекта и более интеллектуален. Низкий же юмор не вызывает смеха у развитых людей потому, что проваливается в качестве претензии на статус. Хотя тут могут быть нюансы.

Tags:

(13 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:sp_strannik
Date:March 27th, 2014 03:04 pm (UTC)
(Link)
Надо иметь талант, чтобы так занудно гундеть о смехе. Я думал, с 2002 этот шедевр забыли.
[User Picture]
From:3seemingmonkeys
Date:March 27th, 2014 03:21 pm (UTC)
(Link)
занудно? я эту статью на одном дыхании прочитал и запомнил чтоб потом найти спустя годы.

буду конечно признателен если подскажете что почитать по теме более современное и актуальное.

Edited at 2014-03-27 03:29 pm (UTC)
[User Picture]
From:sp_strannik
Date:March 27th, 2014 03:38 pm (UTC)
(Link)
Только в моём пересказе:
http://www.proza.ru/2012/09/22/1059
[User Picture]
From:3seemingmonkeys
Date:April 26th, 2014 05:09 pm (UTC)
(Link)
занятно, но, кажется, это ничего не добавляет к тому, что написано в статье Козинцева и здесь (кроме мысли про "стаю" разве, мне нравится). одной радостью от повышения статуса нельзя объяснить смех и юмор, этого недостаточно.
[User Picture]
From:sp_strannik
Date:April 27th, 2014 06:16 pm (UTC)
(Link)
Вообще-то, вроде на Западе давно ходила теория "злорадного" смеха, но наши её отвергали, потому что Советский человек не может так смеяться. А не так давно её изложил у нас один товарищ (где-то сайт его попадался), и они видимо с этим Козинцевым там лаялись, т.к. здесь упор на "игровую" составляющую.
Ну так я не спец, я за бесплатно, кайф словил, и всё. :)

Edited at 2014-04-27 06:19 pm (UTC)
From:korzh18
Date:April 12th, 2014 05:40 am (UTC)
(Link)
Смех это продолжение воздействия на тело существа, да, присущ тварям с корой головного мозга. Происходит на выдохе, как облегчение тела. Младенцы, вероятно, в простейших случаях смеются, просто пукнув, например. Как и некоторые взрослые, кстати, в непритязательном обществе. В более отвлечённых видах смех бывает объединительным и разъединительным. К объединительному относятся yumor и satira, к разъединительным ironiya и sarkazm.
[User Picture]
From:3seemingmonkeys
Date:April 12th, 2014 11:12 am (UTC)
(Link)
странная классификация..

сатира - разновидность юмора, ирония - один из ее приемов; сарказм же - вырожденный случай иронии

один и тот же юмор может быть разъединяющим или объединяющим или нейтральным в зависимости от контекста.

смех над выделениями организма может иметь разную основу..
From:korzh18
Date:April 12th, 2014 12:22 pm (UTC)
(Link)
Буквальная. Yumorist кривляется сам, ironizator "кривляет" нас. Оба, в principe, терпимо относятся к предмету кривляния. Satirik и sarkazmist желают предмет кривляний, скажем, устранить. Отличие второго от первого в том, что sarkazmist - разрывающий плоть, а satirik - смешиватель блюда, ко второму есть возможность не попасть на стол, а уж коль за дело взялся первый, то не станет же он рвать собственную плоть.
[User Picture]
From:freevad
Date:April 26th, 2014 04:25 pm (UTC)
(Link)
Смех и юмор - это агрессия. Просто в социально приемлемом виде. Ещё Фрейд об этом писал
[User Picture]
From:3seemingmonkeys
Date:April 26th, 2014 04:32 pm (UTC)
(Link)
в статье представления фрейда и других мыслителей опровергаются. юмор связан с агрессией но не является ею.
[User Picture]
From:freevad
Date:April 26th, 2014 04:41 pm (UTC)
(Link)
Я когда интересовался этим вопросом - специально проверял в течении длительного времени. И это всегда подтверждалось. Так что я тут полностью согласен с Фрейдом.
[User Picture]
From:3seemingmonkeys
Date:April 26th, 2014 05:24 pm (UTC)
(Link)
в таком случае поясните, где агрессия в шутке ребенка: «И-го-го летай воздуху», на кого она направлена?

Edited at 2014-04-26 05:25 pm (UTC)
[User Picture]
From:freevad
Date:April 26th, 2014 06:02 pm (UTC)
(Link)
Я честно говоря не знаю что это за шутка :)
Но обычно в контексте ситуации хорошо видно на кого (или на что) направлена шутка.
"Клиометрика" в ВК Powered by LiveJournal.com