?

Log in

Преодоление пространства в Римской Империи - Карфаген должен быть переоборудован
December 16th, 2016
09:57 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Преодоление пространства в Римской Империи
Заинтересовался транспортом в древнем Риме. Ниже небольшой дайджест.


1. Дороги

Дорожная сеть Римского государства общей протяженностью более 80 тысяч километров позволяла легионам и гонцам быстро перемещаться в границах империи. Армия могла проходить до 30 км в день и до 40 км форсированным маршем. Гонцы преодолевали по 50-100 км в день. Например, доставка сообщения из Рима в Александрию (вступление Петринакса на престол) заняла 2 месяца, доставка сообщения из Ликии в Пизу (смерть Цезаря) - 36 дней. Император Август основал службу Cursus Publicus: вдоль дорог каждые ~12 км располагались станции (в усадьбах частных лиц), на которых гонцы могли остановиться на ночлег, поменять коней и т.п. Служба просуществовала вплоть до 6 века.

Тяжелые грузы (несколько тонн) перемещались на волах, но эти медлительные животные за день могли преодолеть лишь 12-16 км. До изобретения хомута (5 век, в Европе известен с 10го) лошади не могли использоваться для этой задачи и в основном служили для верховой езды. За день конный путешественник обычно проезжал 50-60 км. Повозки, запряженные мулами, и вьючные животные преодолевали по 30 км в день, перевозя грузы от 80 кг (осел) до 200 кг (верблюд). Носильщики и тяжело нагруженные мулы проходили по 20 км в день.

Дороги имели прежде всего стратегическое значение. Для торговли гораздо важнее были морские коммуникации. Везти товары вроде вина и зерна по суше дальше 100 км было не выгодно, наземные перевозки стоили в 30-60 раз дороже морских и ограничивались доставкой товаров в ближайший город или порт.

2. Море

Остия, построенная в устье Тибра в -7 веке, соединила Рим с морем, заложив основы его процветания. Завоевание Иллирии в -3м веке и масштабные операции против пиратов в -75 и -66 годах сделали Средиземное море более безопасным для торговли.

Римские корабли не сильно отличались от греческих, но большее распространение получили использование свинца для защиты корпуса и использование насосов для откачки воды из трюма. Скорость морского путешествия составляла в среднем 4-9 километров в час. В зависимости от условий, корабль мог проходить 50-200 км в день. Летом на Средиземном море преобладали северо-западные ветера, и из Мессины (южная Италия) до Александрии можно было добраться за неделю, но обратный путь мог занять 1-2 месяца. С ноября по март погода портилась и корабли избегали открытого моря, предпочитая двигаться вдоль берега, от порта к порту. Для прибрежного плавания важно было отсутствие тумана, при этом плавание ограничивалось светлым временем суток, чтобы уменьшить вероятность наскочить на рифы или сесть на мель. В 1-2 веках велась активная торговля с Индией, плавание от египетского побережья Красного моря в Индию с летним муссоном и обратно - с зимним - занимало целый год. Морские путешествия были опасны: археологами найдено более 900 затонувших римских кораблей. Средний торговый корабль имел вместимость около 300 тонн, но были и куда более крупные корабли. Например, Исида, грузоподъемностью 1200 тонн, доставлявшая зерно из Египта в Рим во 2м веке. В пост-римской Европе сравнимые по размеру корабли начали строить только с 17 века.

3. Реки

Передвижение по рекам было дешевле наземного (примерно в 5 раз), но дороже морского, несмотря на более безопасные условия. Не все реки были судоходными и даже крупные реки мелели в летние месяцы: даже по Нилу летом могли плавать только небольшие лодки (до 6 тонн). Извилистые русла, валуны, коряги и отмели осложняли перемещение по рекам. Это накладывало ограничения на размер лодок, а следовательно уменьшало их экономическую эффективность. Расчистка и углубление русел рек в Римской империи не особо практиковались, и каналы, если и строились, то имели в первую очередь военное значение (как и дороги). При движении вниз по течению лодка могла проходить в среднем по 45-75 км в день, в зависимости от особенностей реки и времени года. Движение вверх по течению происходило за счет бурлаченья и позволяло проплывать по 10-30 километров в день, в зависимости от силы течения и качества берегов. Суда, имевшие гребцов (в основном военные) могли проходить по рекам по 120 и 50 км в день соответственно по течению и против него.

Источники: ORBIS (интерактивный! но с глюками), Wikipedia, The Ancient Sailing Season By James Beresford, Transport in the Roman Empire By Colin Adams.

Tags: , ,

(Leave a comment)

Powered by LiveJournal.com